Школьный музей в Трабах: скованные одной цепью

Когда-то этот одноэтажное здание было жилым еврейским домом с магазином в отдельной комнате, построенным из кирпича с местного кирпичного завода. Крыльцо, как и у прочих домов в еврейских местечках Украины и Белоруссии, выходило на дорогу.
Теперь войти в дом можно с левой стороны, по крыльцу, расположенному параллельно дороге. За дверью начинается небольшой коридор, ведущий к первому из залов местного школьного музея, посвящённому быту, истории и культуре Белоруссии. Из экспонатов – люлька конца XIX, икона Божьей матери в красном углу, ткацкий станок, смешное деревянное устройство из палки, двигающейся по кругу, с помощью которого ребёнок учился ходить. В другом зале — стенды и ученические сочинения, отражающие историю этого небольшого агрогородка; всё собрано с помощью его жителей. Жителей агрогородка Трабы в Белоруссии, которое я, вместе с группой Самбатиона «Культурная антропология», посетила 17 августа 2017 года.
С музеем нас познакомила местная жительница Алла, формально не являющаяся его сотрудницей, но регулярно проводящая здесь экскурсии. Белоруска по национальности, католичка по вероисповеданию, историк по образованию. Своё повествование, несмотря на тематику музея, она начала с рассказа о жизни евреев местечка Трабы в начале XX века. Несомненно, она была предупреждена, что наша группа занимается еврейской историей в Белоруссии, однако вряд ли дело только в этом.
Алла была неплохо осведомлена о судьбе четырёх последних трабских евреев, выживших после Второй мировой войны и рассеявшихся по миру. Хотя ни одного из них она лично не знала, её бабушка дружила с двумя из них: «Ещё были Роза и Липа. Они уехали в Ленинград к родственникам учиться накануне войны. Они прожили там всю свою жизнь и очень дружили с моей бабушкой». Уже после общей экскурсии она прокатила меня по городку, рассказав подробно про каждый еврейский дом в нём.
В Трабах (как, должно быть, и во многих других местечках Восточной Европы) белорусская и советская история идёт рука об руку с еврейской, одна культура наслаивается на другую. Так думала я, слушая нашего экскурсовода и стоя среди обстановки белорусской хаты в бывшем еврейском доме. По-видимому, местные жители ощущают это ещё острее: «я думаю, белорусская и еврейская культуры здесь были перемешаны» — радушно заметила Алла. Повествуя о ткацком станке, одном из экспонатов музея и использовании похожих ручных станков в белорусских домах, она незаметно перешла к рассказу о том, что в Трабах была суконная фабрика, где ткались похожие «еврейские, то есть суконные вещи».
Так почему же в школьном музее, посвящённом истории города Трабы, нет отдельного зала, рассказывающего о еврейской истории этого города? Я не преминула спросить об этом у женщины, что вела нашу экскурсию. Оказалась, причина была в предшественниках Аллы, основателях музея, чьё восприятие еврейской истории формировалось советской властью: «потому что когда создавали музей, не пришла, наверное, ещё эта пора, ещё не было людей, которые этим интересовались. Понимаете, создавали музей старые коммунисты, пенсионеры, люди, которые прожили всю свою жизнь при советской власти. А надо быть человеком нового поколения, чтобы что-то переосмыслить. Моя мама родилась в 1937 году и никогда в жизни она мне не рассказывала про евреев вот до сегодняшнего дня.Она только сейчас начала переосознавать, что такое память. Они боялись говорить, боялись вообще советской власти. Теперь пришла пора собирать камни». Глаза женщины наполнились слезами, пока она это говорила. Что она испытывала? Стыд за политику памяти советского государства? Боль от того, что сама родилась в СССР и долгое время жила в неведении относительно судьбы еврейского народа в Белоруссии? Или печаль от того, что белорусские жители местечка Трабы лишились своего когда-то постоянного спутника – евреев?

Школьный музей в Трабах: скованные одной цепью: 506 комментариев

  1. Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов.
    Предлагаем снабжать вас контентом.
    Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам — http://shoptxt.ru/content.php
    Отписаться от рассылки — http://shoptxt.ru/dell.php?dell=SAMBATION-MAP.RU

  2. Здравствуйте, вы пишете статьи на сайты сами? Мы занимаемся восстановлением уникальных статьей, из удаленных из интернета сайтов.
    Предлагаем снабжать вас контентом.
    Статьи раздаем бесплатно, переходите к нам — http://shoptxt.ru/content.php
    Отписаться от рассылки — http://shoptxt.ru/dell.php?dell=SAMBATION-MAP.RU

  3. Татьяна Анатольевна Харламова, урожденная Радзюкевич.:

    Здравствуйте, уважаемые работники музея, жители местечка Трабы! Я, жительница Ташкента, с интересом прочитала о работе Вашего музея, о том, что Вы храните память о жителях деревни! Спасибо Вам!
    Мой отец Радзюкевич Анатолий Иосифович, его брат Петр и сестра Любовь родились в этом местечке в начале 30-х годов 20 столетия. Их молодые родители — Радзюкевичи Иосиф Петрович, 1910 г.р., и Антонина Касперовна( урожденная Завадская), 1912г.р., были убиты бандеровцами. Очень хотелось бы узнать о семье нашего отца, сохранился ли дом, в котором семья проживала, существуют ли списки жителей деревни, убитых от рук бандеровцев, можно ли прочитать эти материалы?
    Есть ли место захоронения? Хотелось бы посетить Вашу деревню, найти могилы бабушки и дедушки и почтить их Память. Есть ли краеведы в Трабах? Пожалуйста, подскажите, к кому можно обратиться, чтобы найти эти сведения!

Добавить комментарий для 250 Watt Electric Scooter